Январь 2015

Привет, всем любителям оперы!Вот уже наступил последний месяц зимы! И сегодня я захотела с вами поделиться своими впечатлениями о январе, а точнее об операх, которыми я наслаждалась в прошедшем месяце. Я установила для себя своеобразный рекорд, посмотрев целых 9 спектаклей!
В Новогоднем тэге я как раз рассказывала вам о своих планах на январские каникулы, которые включали в себя оперы "Кармен" с Анитой Рачвелишвили, "Сельская честь", "Паяцы" и "Манон Леско". И единственным упущением с моей стороны из этого списка стал мой любимый Пуччини....хотя нет, вру, Пуччини в январе у меня присутствовал просто в виде другой оперы:). Тем не менее, я до конца не была уверена в том, что удастся выполнить этот план, потому что, как правило, я выбираю оперу по своему настроению в конкретный момент времени. Поэтому предсказать наверняка, с какими произведениями ты ознакомишься в ближайший месяц, очень сложно...но что-то я немного отвлеклась от самого главного;).
В общем, так случилось, что в январе я посмотрела "Кармен" (постановка Метрополитен опера, 2014), "Кармен" (постановка Большого театра, 1982), "Турандот" (постановка Метрополитен опера, 1988), "Золото Рейна" (постановка Метрополитен опера, 2010), "Валькирия" (постановка Метрополитен опера, 2011), "Зигфрид" (постановка Метрополитен опера, 2011), "Гибель богов" (постановка Метрополитен опера, 2012), "Сельская честь" и "Паяцы" (фильмы-оперы Франко Дзеффирелли).
Дни январских каникул прошли у меня под знаком Вагнера. Я решилась наконец-таки ознакомиться с его тетралогией "Кольцо нибелунга", состоящей из четырех опер общей продолжительностью около 16 часов! Да еще сюжет какой! В основе оперы лежит древний эпос о богах, нибелунгах, великанах и других существах. Для меня это своеобразный оперный "Властелин колец", есть некоторое сходство между миром Вагнера и миром Толкиена (взять хотя бы название). По своей эпичности они друг другу точно не уступают, а в мире оперы вообще нет ничего столь же грандиозного как "Кольцо".
Sara Krulwich/The New York Times
Постановка Роберта Лепажа - просто невероятная! Одна единственная декорация - вращающая машина, которая в одной сцене представляет собой лес, в другой подземелье, а в следующий момент реку Рейн, оказалась идеальной для такого непростого мифического сюжета. Многочисленные визуальные проекции и находки помогали погрузиться в этот фантастический мир!
Скажу, что я с удовольствием посвятила 16 часов своей жизни этому циклу (я посмотрела все за 5 дней). Он безусловно впечатляет своих размахом, своей мощью. До знакомство с тетралогией, Вагнер для меня оставался загадкой. Я смотрела только оперу "Лоэнгрин", а по одной работе, наверное, не совсем верно оценивать творчество композитора, так как его почерк мог претерпевать определенные изменения на протяжении жизни. "Лоэнгрин" - очень красивая опера, которая для меня все же выигрывает у "Кольца". Но цикл потряс меня своими лейтмотивами, которые очень точно ассоциировались у меня с теми объектами или людьми, для которых они были написаны! Обожаю начало оперы "Золото Рейна", где, постепенно нарастая, звучит лейтмотив реки Рейн! Конечно, знаменитейший полет валькирий, от которого бегут мурашки по всему телу, мотив любви Зигфрида и Брунгильды, который поражает своей теплотой и искренностью и др.
Marty Sohl/Metropolitan Opera
Несмотря на свою длину и обилие имен сюжет "Кольца нибелунга" очень легко воспринимается. Поначалу, когда я читала синопсис, думала, что буду все время путаться, что к чему, и мне будет сложно держать в голове все детали...но как оказалось в опере все довольно логично. У меня ни разу не возникало проблем с пониманием сюжета, так что этого определенно боятся не стоит. А постановка Лепажа как нельзя лучше визуализирует все, что содержится в либретто.
Еще хотела отметить, что эту тетралогию надо изучить за один присест, я имею ввиду не стоит смотреть ее с большими временными промежутками или, например, начинать смотреть с "Валькирии", пропустив "Золото Рейна". Каждая часть цикла отзывается в последующих, и чтобы прочувствовать это произведение как задумывал его Вагнер, нужно следовать его задумке.
Далее, на очереди была опера "Кармен" с легендарным составом в лице Еленой Образцовой в партии роковой Кармен и Владимира Атлантова в роли дона Хозе. Эта постановка давно была в моем "надо посмотреть" списке, но к счастью или к сожалению, неожиданная новость о кончине Елены Васильевны сподвигла меня на знакомство с ней раньше, чем я могла предположить. Не могу сказать, что режиссерские решения меня чем-то удивили, на мой взгляд это очень добротная и качественная постановка и не более того.
Дуэт Образцовой и Атлантова просто крышесносящий!!! Настолько тонко они реагировали на каждый жест, взгляд друг друга, я сопереживала их героям как в первый раз и до конца надеялась, что все закончится не так печально. Кармен Образцовой очень гордая, смелая и страстная, а Хозе в исполнении Атлантова из простого влюбленного мужчины превращается в отчаявшегося разбойника (с пугающим взглядом в финале оперы)! Всем рекомендую сей шедевр!
"Сельская честь" и "Паяцы" - две одноактные оперы, которые все время были у меня на слуху, но для них никак не представлялся удобный случай. И вот он наступил в январе. Главное, что я для себя уяснила после просмотра - это то, что веризм, пожалуй, мой любимый стиль в оперном искусстве. Я люблю истории из жизни обычных людей и слушать музыку, которая передает огромную палитру человеческих эмоций и чувств, близких многим из нас.
В "Сельской чести" мне очень нравится момент, когда все жители деревни поют "Regina coeli laetare". Потрясающий хор!!! "Паяцы" мне запомнились, прежде всего, арией "Смейся, паяц" и финалом, где спектакль постепенно перерастает в личную трагедию актеров-паяцев! Эти фильмы-оперы поставлены Франко Дзеффирелли, который выбрал прекрасные локации для "Сельской чести" и потрясающе поставил финал "Паяцев"! Как ни странно, но несмотря на все эти плюсы, в этих операх мне не хватает длины! Сюжеты короткие и довольно простые, и эмоционально за один час ты не успеваешь глубоко погрузиться в атмосферу происходящего, как например, в обычных операх по два или три часа. Во всяком случае, так было со мной. Поэтому для меня они производят впечатление отдельными моментами, нежели как единое целое, но именно ради этих моментов их и стоит посмотреть!
Ken Howard/Metropolitan Opera
И снова вернемся к "Кармен". Я еще раз посмотрела свою любимую постановку этой оперы режиссера Ричарда Эйра для Метрополитен опера. Теперь же я смотрела ее с другим составом исполнителей: Анита Рачвелишвили (Кармен), Александр Антоненко (Дон Хозе), Анита Хартиг (Микаэла), Ильдар Абдразаков (Эскамильо).
Наверное, если бы не присутствие господина Абдразакова, я навряд ли бы решилась оценить новый состав:). Если сравнивать этот вариант с премьерным составом (Гаранча и Аланья), то для меня он менее впечатляющий, хотя артисты сыграли и спели хорошо. Мне не хватило химии между Анитой и Александром. Вроде бы они взаимодействовали друг с другом, но меня не покидало ощущение неестественности в отличие от взрывного дуэта 2010 года. А в последней сцене Антоненко выглядел уставшим и измученным Хозе, но отчаяния и безумства я не увидела. От Роберто Аланья в этом смысле идет мороз по коже, когда ты видишь его дикие глаза! А Микаэла и Эскамильо 2014 года явно выигрывают у своих предшественников. Анита Хартиг наимилейшая и искренне любящая Микаэла, а Эскамильо Абдразакова купается в лучах своей славы, излучая уверенность, харизму и смелость!
Ken Howard/Metropolitan Opera
Я слышала много хороших отзывов об этом составе, так что советую выбирать вам исполнителей на свой вкус, потому что постановка в любом случае доставит вам удовольствие!
Завершился мой январь Метовской "Турандот" с Пласидо Доминго и Евой Мартон. Моя первая "Турандот" была тоже в постановке Дзеффирелли только с Гулегиной и Джордани, и мне тогда не особо понравилось исполнение. Здесь же Мартон звучала прекрасно и по-настоящему заставила нас сочувствовать ее героине, которая попросту боялась любви и поэтому отгородила себя от нее. А Доминго - любящий Калаф, готовый сделать все, чтобы изменить ее (что, по правде говоря, местами вызывало у меня недоумение). Для меня "Турандот" не самая легкая опера для просмотра, хотя идет она всего 2 часа, но если вы хотите ознакомиться с последним творением Пуччини, то смело выбирайте постановку с Мартон и Доминго!

Вот и весь мой отчет о просмотренном за январь;). Расскажите в комментариях к этому посту, что интересного вы посмотрели в прошлом месяце? Какие оперные постановки у вас в планах на будущее?

Комментарии

Популярные сообщения